понедельник, 15 января 2018 г.

марафон "Зимняя сказка" . Задание для маленьких исследователей.

Вот и закончился первый этап нашего интересного зимнего марафона! Как же здорово вы проводите игры и занятия с детьми! Все ваши отчёты, дорогие наши участники, я просматривала с огромной радостью восхищаясь вашими творческими работами, кулинарными шедеврами, занимательными играми и весёлыми прогулками!
                            



Наша зима в этом году началась не только подготовкой к зимним праздникам, но и активным участием в зимнем  марафоне, что было очень интересно и захватывающе! А теперь начинается второй этап, который сделает вторую половину нашей зимы такой же увлекательной!

Во втором этапе я решила дать задания, которые так любят все дети!!! Это опыты и исследования! 

Детям всегда  интересно как выглядит снежинка, почему деревья не замерзают зимой, они обожают играть со льдом и снегом, поэтому будет здорово укрепить их любознательность!

А ещё дети очень любят играть! Давайте этим и займёмся!!!
Подборка этих опытом ни в коем случае не ограничивает ваши желания и фантазию!Вы можете делать и какие-то свои эксперименты!!!

Итак, начинаем!!!

1.Поиграем со льдом!
 Заморозьте  в какой-нибудь ёмкости лёд. ( Выберите не сильно маленькую, чтобы было где разыграться. По своему опыту думаю, если это готовится для двоих детей и больше, то лучше каждому свой кусочек льда, потому что каждый хочет с ним играть по-своему). После того, как лёд заморозится выложите его на какую-нибудь поверхность (противень, лоток, тазик, поднос и т.д.).Приготовьте в миске соль, а так же можно навести солевые растворы и подкрасить их красками. Расскажите, что из-за того, что он будет насыпать соль и лить на лёд водичку, то лёд будет таять и делать углубления. А благодаря краске это будет ещё и красиво! Наливать солевой раствор желательно чем-нибудь ( у нас была пипетка и спринцовка), насыпали девчонки руками, но время от времени бегали споласкивать руки водой, потому что они от соли чесались)))

                               






Почему так получилось?
При замерзании чистой воды образуются ледяные кристаллы правильной формы. Соль нарушает структуру кристаллов.
Поэтому температура замерзания солёной воды намного ниже.

2. Опустите в стакан с водой кусочек льда и предложите ребенку достать его с помощью нитки. Когда он скажет, что это невозможно, за дело принимаетесь вы. Нитка кладется на кусок льда и присыпается сверху солью. Нужно совсем немного подождать, и смело поднимать нитку вверх, а вместе с ней и примерзший кусочек льда.
                         
                               


3. лёд на удочке
-стакан или глубокая тарелка
- кубики льда
-нитка
-соль
Бросьте кубик льда в стакан или тарелку и приготовьте нитку длиной 20 см. Слегка присыпьте солью лёд-хватит несколько крупинок. Посыпанный солью лёд начнёт таять. Опустите на это место кончик нитку.Там, где лёд посыпан солью, образуется лужица. В ней утонет кончик нитки. Но вскоре вода снова замёрзнет, и нитка будет крепко держаться во льду. Кубик "попался на удочку".

4. перерезать лёд ниткой.
-банка или стакан
-кубик льда
-тонкая нитка
-2 груза
Положите кубик льда на крышку банки. Можно взять перевёрнутый стакан. Отрежьте кусок нитки и крепко привяжите к обоим концам нитки по грузу. Поставьте банку в холодильник или другое прохладное место и положите поперёк кубика нитку так, чтобы грузы свисали с обоих сторон. Закройте холодильник и подождите несколько часов.
Взглянув на конструкцию через некоторое время, вы увидите, что нитка углубилась в кубик льда. Скоро он окажется в середине кубика, а ещё немного погодя дойдёт до конца. Нитка перережет кубик пополам, а тот останется целым.


5. Нужен ли зимой растениям снег?
Вам понадобятся: пластиковые бутылки с водой.
Вынесите две емкости с водой, одну из которых поставьте на снег, а другую - под снег, чтобы выяснить, как чувствуют себя растения под снегом. Понаблюдав за водой в обеих бутылках, сделайте выводы: под снегом вода замерзла не полностью, там теплее, поэтому растениям нужен снег как одеяло. Не будет снега - могут погибнуть и замерзнуть корешки. Найдите места на газонах, где снег выдувается и где его много, предложите ребенку запомнить эти места. Весной можно понаблюдать за появлением растительности на этих участках.

6. Сравниваем снег и лёд.
Определяем прозрачность снега и льда.
Ёмкости со снегом и льдом, цветные картинки.
Вывод: через лёд можно увидеть картинку как через стекло. Лед прозрачный, снег - нет.
Выясняем, что произойдет, если в один стакан с водой положить снег, а в другой - лёд.
Снег тонет, так как он рыхлый и тяжелый, а лёд плавает, он твердый, плотный и легкий.



7. Предложите ребёнку устроить соревнование между льдинками: заверните льдинки в разные материалы (полиэтилен, газету, фольгу, ткань) и проверьте - в каких лёд тает быстрее, а в каких медленнее.



8. «Как Дед Мороз окна расписывает»
Вам потребуется: мисочка с горячей водой, сухое стекло или пластик (будет выполнять роль окна, кисточки разной толщины, очень холодная погода.
Цель: Узнать, как появляются морозные узоры на окне
Ход эксперимента: Перед выходом на прогулку расскажите малышу, что сейчас вы идете играть в Деда Мороза. С детьми постарше можно придумать и обсудить, какую именно картину они хотят создать на окне (эскиз на бумаге можно взять с собой). На улице кисточкой нанесите водный узор на предварительно протертое стекло (поверхность должна быть сухой).
Делать это нужно очень быстро. Проводить кисточкой несколько раз по одному месту, пока вода не застынет не стоит. А вот когда вода застынет, можно сделать линии более толстыми.
                         



Все разглядели сердечко?


                           


9. Зелёный ёжик.
Не простой эксперимент, может с первого раза не получится. Подкрасьте воду зеленкой, где то 5 кап на 100 мл воды, налейте в пластиковую бутылку, и заморозьте или в морозилке или 7на улице. На улице веселее наблюдать за процессом. В результате лёд по краям прозрачный. А в центре бутылки образовался зелёный ёжик. Почему? обязательно спросит ребенок. Замерзание льда происходит с краев и идет к центру, вода вытесняет зелёнку в центр. Но ёжик может образоваться не в центре. А где холоднее. 
Опыт взят из набора "100 экспериментов, мир на ладошке"


10. Возьмите с собой на прогулку 
во время снегопада чёрную бархатную бумагу или шерстяную ткань и лупу  Ловите снежинки и разглядывайте их. Поговорите с детьми о том как образуются снежинки.

Как образуются снежинки? 
Вы видели когда-нибудь снежинку под микроскопом? Она похожа на шестиконечную звезду. Каждый конец звёздочки состоит из белой ветки, на которой растут маленькие белые веточки. 
Эти ветки по-научному называют кристаллами. Они пересекаются в середине снежной звёзды. Каждая снежинка начинает расти из центра - с того места, где снежные веточки пересекаются. Рост снежинки похож на рост дерева: из центра вырастает шесть стволов, на каждом из которых начинают расти ветви. Звёздочки могут иметь разные веточки (длинные или короткие, толстые или тонкие), но всегда в снежной звёздочке растёт только 6 больших веток. 
Когда замерзает вода в реке или луже, получается лёд. Звёздочки во льду расположены плотно друг к другу. Когда замерзает туман или туча, звёздочки располагаются на некотором расстоянии друг от друга. Если звёздочек становится слишком много, они соединяются по несколько штук и падают вниз. Так снег высыпается из тучи и накрывает дороги, дома и поля. Падение снежинок взрослые называют снегопадом. 




11.  Вылепите маленьких снеговичков и принесите их домой. Одного  закутайте меховой тканью, а второго оставьте на подносе. Через несколько  минут второй станет таять, а тот, который укрыт будет таким же прочным, каким его принесли. Шуба  защищает от тепла комнаты, снеговик не растаял. Поговорите о том, что Дед Мороз приходит в шубе к нам на ёлку и тем самым, спасается от тепла. Одежда может защищать не только от холода, но и от тепла.

12. Приготовьте формочки с одинаковым количеством обычной и солёной воды, молока, сока, растительного масла. Рассмотрите жидкости, определите различия и общие свойства жидкостей (тягучесть, способность принимать форму ёмкости). А потом вынесите формочки с различными жидкостями на холод.  Через некоторое время посмотрите какие жидкости замёрзли, а какие – нет.

Жидкости  замерзают с разной скоростью, некоторые не замерзают вообще. Чем жидкость гуще, тем длительнее время замерзания.

13.  Откуда берётся иней?
Приготовьте  термос с горячей водой, тарелку.
Вынесите на прогулку термос с горячей водой.  Открыв его, вы увидите пар. Над паром необходимо подержать холодную тарелку. Мы увидим  как пар превращается в капельки воды.  Затем эту запотевшую тарелку оставляют на некоторое время.  Вы увидите на ней образование инея. При нагревании вода превращается в пар, пар - при охлаждении  превращается в воду, вода в иней.

14. В стакан, наполненный до краев водой, опустите кусок льда. Лёд начнет таять, а вода через край не перельется. Отсюда следует, что вода, в которую преобразовался лёд тяжелее и занимает меньше места, чем лёд. Вывод: лёд легче воды.

15. Лёд и масло.
Разноцветные льдинки опустите в растительное масло. Лёд будет таять, разноцветные пузырьки плавно оседать на дно. А мы с детьми можем  любоваться увлекательным экспериментом.



16. Сказочные шары на морозе
 Для выдувания мыльных пузырей на морозе нужно освоить нехитрую технику их «производства». Тут важно правильно подготовить сам мыльный раствор. Для его приготовления нужно брать только мягкую воду, так как жёсткая вода может всё испортить. Вы можете взять, например,  лёд из холодильника и превратить его в воду или растопить немного чистого снега, либо просто отфильтровать или прокипятить воду. На 60 мл мягкой воды берется 20 мл любого моющего средства (шампуня или геля для душа) и 10 мл глицерина (продается в аптеке). Глицерин улучшает свойство мыльных пузырей — они становятся более эластичными, а стенки более прочными. Но даже если у вас не найдется глицерина, ничего страшного, мыльные пузыри на морозе у вас всё равно получатся.
Чтобы получились сказочные пузыри их следует выдувать в сильный мороз, не менее минус 15 градусов. Возьмите баночку с мыльным раствором, трубочку для коктейлей (трубочку для выдувания пузырей можно немного модернизировать  — сделать на ее конце четыре небольших разреза (3 см) и загнуть их кверху). При выдувании мыльного пузыря на морозе на его поверхности тут же возникнут мелкие кристаллики, которые начнут быстро увеличиваться в размерах. Когда вы попробуете выдуть мыльный пузырь несколько раз, вы приноровитесь и будете уже чувствовать, когда следует прекратить выдувание и ждать замерзания мыльного шара.


 
Все опыты я собрала в одно место для удобства участников   из различных источников ( из книг и интернета). Некоторые мы уже пробовали делать, а некоторые вместе со всеми будем осваивать! Как же интересно заниматься чем-то увлекательным в одной команде! Мне очень нравится формат марафонов! Они очень мотивируют и вдохновляют!!
Напоминаю, что спонсорами нашего марафона являются:
1. Интернет-магазин Десятое королевство.
2. Издательский дом Питер.
3. Издательство "Настя и Никита"
4. Магазин DIY Moms

Призы, которые предоставили наши спонсоры можно посмотреть по этой ссылочке. В этом посте Анна их все показала!! Там столько всего интересного!!!

Присоединиться к нам можно в любое время!!! Добро пожаловать в нашу "Зимнюю сказку"! 

Свои отчёты публикуйте в галерее в этом посте.

Ознакомиться с заданиями других блогов-организаторов можно по ссылочкам:

игровой блок от Анны Игнатеня блог "Весёлые будни"


и задание от Анны Игнатеня по прогулке 

творческий блок от Ксении Лекс блог DIY Moms

образовательный блок от Натальи Ошуевой блог "С улыбкой на лице"



                              














































































































  

6 комментариев:

  1. Таня, какие чудесные опыты!Я уже в восторге!!! предвкушаю восторги детей!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. благодарю, Марина!!! с радостью посмотрю что у вас получится!

      Удалить
  2. Классные опыты, о многих даже не знала, попробуем! Спасибо за классную подборку!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Гульфия! Я очень рада, что понравилась подборка!!!

      Удалить
  3. Таня, какая замечательная подборка! Детки не останутся в стороне!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга! Благодарю! Очень рада, что подборка опытов оказалась интересной!!!

      Удалить